|
|||
Северные красоты.О каменных столбах хребта Маньпупунёр
имеется много легенд: одна из них говорит, что когда-то каменные столбы
были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить
вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунёр, их вожак-шаман
увидел перед собой Ялпингнёр - священную гору вогулов. В ужасе он бросил
свой барабан, который упал на высокую коническую вершину горы Койп, поднимающуюся
южнее Маньпупунёра, и все его спутники окаменели от страха. Это одна из
основных природных достопримечательностей Северного Урала и каждый, кого
манит суровое величие этого края, считает своим долгом посещение этого
уникального места.
Вот и собралась группа из 6 кировградцев осуществить в свою мечту.Это уже вторая попытка покорения Маньпупунёра. Пожалуй Июль- здесь единственный месяц благоприятствующий путешествиям. Моросящие дожди, низкая облачность, скрывающая вершины и седловины Поясового камня- чаще всего такая погода, сопутствует походам в этих краях, и в условиях ограниченного времени, многие вынуждены сходить с маршрута. Невольно верится в легенды о Нёр-ойках, караулящих Урал и неохотно открывающих его красоты. Выехали в середине июля на двух машинах. Путь за Ивдель и далее через заброшенные посёлки Вижай, Ушму на север. Мосты через все реки Вижай, Тошемку, Ушму сожжены- переправляемся вброд, благо вода стоит низко 0,5 м. Дождей нет несколько недель и как оказалось позже вокруг несколько очагов лесных пожаров. Вот и конечная точка маршрута на машинах- река Ауспия, далее дорог нет и начинается пешая часть маршрута. Хорошо натоптанная тропа идет вдоль Ауспии то подходя к реке то удаляясь от неё. Ауспия очень живописная речка в начале маршрута её ширина около 20 метров в ямках водится хариус правда не большой до 300 гр. Лес по берегам таёжный, могучие кедры, ели с ветвей которых свисают длинные нити "волос русалки". В группе первые "потери" - у одного из участников, ботинки не выдержали трудностей походной жизни, приняли решение: двое возвращаются в базовый лагерь, четверо продолжают путь. За 1 - 1,5 дня проходишь до самых истоков реки- вот она тоненький ручеёк, а вот её уже нет и начинается основной подьем рельефа, который заканчивается у памятного останца с табличкой .Тем не менее мы проходим печально знаменитый перевал Дятлова и выходим к одному из истоков Лозьвы. Слева остается одна из вершин с мрачным названием Халат-Сяхль (гора мертвецов- еще одна легенда о погибших здесь девяти манси), на ее склоне причудливый камень в виде головы в шляпе. Не смотря на жару (30?С) у истоков лежит снежник. Маршрут проходит траверсом по хребту и в пределах западной увалистой полосы Северного Урала. Во время путешествия знакомимся с замечательными таежными лесами, субальпийскими лугами и растительностью горной тундры Печоро-Илычского заповедника. Видны глубокие каньонообразные долины рек. Самое примичательное- урочище Поритайт-Сорри.На подходе к снежнику, затаившемуся в распадке восточного склона, замечаем олениху с олененком, Пройдя большую часть маршрута выходим на основную и единственную оленью дорогу, идущую с севера по хребту Урала на юг до Молебного камня. Надо сказать, что этот район глухого горно-таежного Зауралья был местом, где древние угры, предки манси, скрывали свое божество, известное нам под именем Золотой бабы. В путешествиях по Северному Зауралью вы можете слышать об этом загадочно исчезнувшем истукане. Не удивляйтесь, если старые манси скажут вам, что ничего не знают о нем, или кто-то из них рассерженно заявит, что об этом не следует вести речи: такова религиозная психика людей, берегущих осколки языческой веры. Легенды о Золотой бабе многочисленны, интересны, перемешаны с достоверными историческими фактами, так, что занимательная сказка невольно кажется былью. Кто из туристов пожелает познакомиться с легендой, может обратиться к литературным источникам, собранным в книге М. П. Алексеева "Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей" (том 1, Иркутск, 1932). И в книге Ю. Курочкина "Легенда о Золотой бабе" (Свердловск, 1969). Последняя особо примечательна. Дорога считается древней - не одно поколение мансийских, ненецких и коми-зырянских оленеводов пользовалось ею в течение многих столетий. По ней туристы могут дойти до истоков рек Луёулья, Котлия, Большая и Малая Сосьва, Ахтыл, Сулпа, Лозьва, Хосая и Вишера. В настоящее время дорога сохранилась лишь короткими фрагментами, по самому длинному из которых (около 30 км) и лежит наш путь. С дороги сходим около речки Средний Ключик и спускаемся вниз к Печере. Недалеко от истока упомянутой речки оленья дорога имеет ответвление, ведущее к вершине Печорьятоляхсяхль в переводе с языка манси - гора родившая Печеру. Другое ответвление выводит к небольшому ключику, возле которого установлен камень с табличкой "Отсюда начинается великая северная река Печера". Сюда мы завернули уже на обратном пути. Пока же пересекли Печеру гораздо ниже и вышли на южную оконечность хребта Маньпупунер. От первой высокой вершины Маньпупунёра (840 м) до каменных останцов 8 км. Идти по ровной поверхности хребта, поросшего мхом, низкими травами и кустиками полярной березки, черникой и голубикой, легко. Вдали на обширном плато невооруженным глазом хорошо видны 7 каменных столбов-останцов. Чем ближе подходишь к ним, тем необычней становится их вид. Один столб - Шаман, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх дном. 6 других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Неудивительно, что в прошлые времена манси и коми обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на гору было величайшим грехом. Красота этого места просто подкупает своей грандиозностью и в тоже время изяществом. Несколько ниже, тоже на обширном плато, расположена другая, но менее величественная группа каменных останцов. Вот и достигнута конечная точка маршрута, немного жаль, но вдали уже видна вершина следующего маршрута - "горный замок" Монингтумп (Торрепорреиз). Вот как описывает это место в "Сто дней на Урале" - Н. Рундквист: "Кто не видел плато Торрепорреиз, тот не видел Урала! Я не ожидал такого скопления красоты. Плато вытянуто с юга на север, и все пространство усыпано скальными останцами самой причудливой формы. Идя к вершине, отснял три пленки, а на обратном пути уже не мог отыскать отдельные скалы, запечатленные в памяти. Тут и улицы, и верблюды, и голуби, и колоссальные каменные грибы. Здесь можно бродить неделю! Недаром название "Торрепорреиз" на языке коми является игрой звуков, изображающей восхищение увиденным, что-то вроде "Ого-го-го" или "Вай-вай-вай, как красиво!"
|